?

Log in

No account? Create an account

для минипекарен & домашних пекарей & кондитеров

обмен опытом, рецепты, ингредиенты, традиции, история...

Previous Entry Share Next Entry
Кто завтра будет печь хлеб в России?
t_kudelina

пекарь
В России пекарни испытывают проблемы с кадрами.

    А что ждет отрасль завтра?

        Первостепенная причина - низкая заработная плата в связи с регулируемой ценой уже на хлеб уже не стоит так остро. Но результаты этой политики сказываются на обеспеченности хлебопекарен кадрами.

На крупных хлебозаводах работают мигранты низкой квалификации. На малых пекарнях - собственник сам пекарь, грузчик и водитель. Никто не хочет печь хлеб, нет готовых специалистов, хотя уровень заработной платы сейчас сопоставим с другими отраслями.

        Статистические данные свидетельствуют, что сегодня в России рабочих высшей квалификации только 5%, средний возраст 51-58 лет. При сохранении сегодняшних темпов подготовки кадров в ближайший год-два спрос превысит предложение в несколько раз.

        Система подготовки пекарей в профессионально-технических училищах еще не восприняла требований современной экономики. Сейчас все другое -оборудование, технологии , требования к специалисту. А пекарей учат те же преподаватели, на том же оборудовании, по той же методике, что 20 лет назад.

Еще в современную программу обучения пекарей включена такая хитрость – придуманы двойные профессии: пекарь-кондитер; пекарь-повар. Вроде бы мы учим пекарей. А на деле, все идут работать по второй специализации. Необходимо внести в оценку деятельности ПТУ раздел -сколько выпускников работает по профессии пекарь.


        Не надо забывать, что профессиональное образование это система подготовки квалифицированных рабочих кадров, в том числе путем обучения на производстве. А кто же возьмет на практику студента-пекаря, который в глаза не видел ротационную печь, не знает ассортимента современной пекарни.

Пекарь – профессия ремесленная и не получив достаточного практического навыка,
он не сможет самостоятельно работать на производстве.

В Европе основное обучение пекаря в профессиональных учебных заведениях происходит на производстве и только 30% времени –обучение в классе. Необходимо больше внимания уделять практическому обучению.

Мнение генерального директора ОАО «Уфимский хлебозавод № 7» Айрата Сафарова о обучении

(интервью в газете «Единая Россия. Башкортостан» № 51(58)
.
«Я неоднократно интересовался у студентов, для чего они учатся. И вы знаете, ни один не сказал, что намерен работать на производстве.

Во-первых, на мой взгляд, ВУЗ или ССУЗ должен заключать договор со студентами-бюджетниками, в котором бы строго

оговаривалось обязательство каждого отработать на производстве в течение 3-5 лет.
Во-вторых, нужно не просто направлять специалистов на производство, а выставлять на тендер. Собираются руководители предприятий, и каждый дает свою цену за выпускника. Деньги идут учебному заведению. Становится понятно, как готовили, над чем надо работать. Да и у студентов появляется мотивация.

И, в-третьих, мы заключаем контракт, в котором гарантируем молодому специалисту зарплату, оплачиваем расходы на жилье и т.п.»

Мнения зарубежных пекарей об обучении в России:

* Немецкий пекарь Франк Беккер:
«Мне непонятно, как в кулинарном училище в России можно обучить профессии повара-пекаря-кондитера. У нас в Германии этим специальностям обучают отдельно».

*Самый известный в мире французский пекарь Эрик Кейзер, который сумел выстроить целую хлебную империю, открывая пекарню в Москве, вспоминает:
«Когда мы приехали в Россию, надо было научить Вас нашим технологиям. Никто здесь не умел печь никакой другой хлеб, кроме российского. Нужно было привезти французских пекарей, которые обучали людей, те в свою очередь учили других».


Сейчас многие пекарни привлекают зарубежных специалистов для обучения своего персонала.

Возможно ли, в России осуществлять полноценное профессиональное обучение пекарей, готовых самостоятельно работать на малых предприятиях?

Возможно, если оперативно:


1. пересмотреть структуру программы подготовки (больше внимания практике);


2. усовершенствовать материальную базу (учить надо на современном оборудовании, современным технологиям);


3.привлечь бизнес-структуры в образовательный процесс (сначала предприниматели участвуют в учебном процессе, а затем, когда учащиеся будут готовы к работе на современной пекарне – приглашать их на производственную практику).


        Путям решения проблемы профессионального образования было посвящено Заседание комиссии по модернизации экономики под руководством Президента РФ Дмитрия Медведева.

        Как заявил Дмитрий Медведев «основная проблема - это недостаточная согласованность действий системы образования и предпринимательского сообщества.
На повестке дня стоит модернизация экономики. Необходимо менять отношение к рабочим, повышать престиж рабочей профессии, а значит повышать заработную плату, уровень социальных гарантий».


        Итак, государство, и хлебопекарный бизнес ждет от системы профессионального образования качественного изменения системы подготовки кадров, ориентированную на реальные потребности и карьерные ожидания молодежи.


        По данным исследования Совета по конкурентоспособности США, Россия в ближайшие пять лет повысит привлекательность для размещения производственных предприятий на шесть пунктов (сейчас Россия на 20 месте по соседству с Испанией и Италией).

В связи с этим большой вес будет иметь такой фактор для развития, как доступность и квалификация рабочей силы.


Если профессиональное образование в ближайшее время не перестроится, то вопрос подготовки кадров для хлебопечения бизнес-сообщество пекарей должно будут взять в свои руки.


А тысячи профессиональных училищ останутся не у дел.


70703_original
t-kudelina.